Россия (телеканал)

Материал из Posmotre.li
Перейти к: навигация, поиск

Телевизионный канал «Россия-1» — один из общенациональных телеканалов в России, который и в аналоговые времена охватывал 98,5 % населения страны, а в цифровые и подавно охватывает всю страну всеми правдами и неправдами. Известен как главный государственный телеканал России, а также один из главных кинопроизводителей. Также именно сюда по большей части врезаются региональные ГТРК, которые входят в состав их головной структуры — Всероссийской ГТРК.

История[править]

Предыстория[править]

В далёкие советские времена, а конкретно — в 1967 г., на 11-м метровом канале в Москве появилась 4-я программа ЦТ, которая транслировалась только на Москву и близлежащие пригороды с только что построенной Останкинской телебашни. Работала она вечерами, а показывали по ней главным образом образовательные и культурно-просветительские программы. Но продержалась эта концепция у неё недолго — вскоре тематика 4-й программы стала куда более общей, и хотя она формально считалась спортивно-художественной программой, на деле по ней гоняли всё. А в 1977 г. охват у программы резко увеличился.

Дело всё в том, что до этого 2-я программа ЦТ, которая возникла в 1956 г. и вещала на Москву и Подмосковье, неожиданно расширила свой охват практически на всю европейскую часть СССР. И редактор ЦТ Вилен Егоров заметил: «„Вторая программа ЦТ“ была рассчитана на аудиторию, состоящую из зрителей Москвы и Подмосковья. Однако дальнейшее развитие технических средств транспортировки передач „Второй программы ЦТ“, включение в радиус её действия новых областей РСФСР, а также Белоруссии, Латвии и Литвы, ставит по-новому вопрос о характере вещания по этой программе». (Егоров В. В. Телевидение и зритель. — М.: Мысль, 1977. — 194 с.)

И вот в конце концов 1 января 1982 г. Гостелерадио СССР — структура, управлявшая телевидением и радиовещанием, которое базировалось в Москве, — перепланировало свои программы: на 3-м метровом канале стала вещать не 2-я программа, а 3-я (по тематике она осталась московской, охватывая сам город, Московскую область, Калинин (ныне Тверь) и Рязань), на 8-м — не 3-я, а 4-я, ставшая уже точно образовательной, а на 11-м — не 4-я, а 2-я[1]. Ставшая общесоюзной уже официально, она получила причитающиеся ей орбитные дубли, чтобы её программы доходили до всех жителей СССР в удобное для каждого время. Утром по ней шли учебные программы, в том числе блок «В помощь — школе», вечером — всё, что душе угодно, включая повторы с Первой программы. По будням у неё был перерыв с 15:30 до 18:00.

Создание и первое десятилетие жизни канала[править]

В перестройку власти РСФСР задумались — почему бы и нам не обзавестись своей студией телевидения, республиканской? Дело в том, что каждая союзная республика имела свой собственный канал — кроме РСФСР. И пошло-поехало: 13 июля 1990 г. появилось Государственное телевидение и радио РСФСР, а на следующий день президиум Верховного совета РСФСР приказал создать Всероссийскую ГТРК. А первым днём вещания Российского телевидения стало 13 мая 1991 г., когда в 17:00 вышел самый первый выпуск «Вестей» со Светланой Сорокиной. В целом же программа выходила в первые свои месяцы, до путча, в 20:00 и 23:00, вели их Владислав Флярковский, Юрий Ростов, Евгений Киселёв и не только. А вообще программы шли с 17:00 до 19:00 и с 21:45 до 23:45.

В путч канал прошёл подлинный производственный ад — ГКЧП сразу же запретило транслировать программы Российского ТВ, а в его часы шёл балет «Лебединое озеро». Для страны было организовано подпольное вещание, а затем, после победы защитников Белого дома Российское ТВ получило сначала весь вечер с 19:00 до конца телепрограммы, затем — выходные, а с распадом страны — и весь день вообще. И канал, который к этому моменту уже назывался «РТР» (Российское телевидение и радио), стал новым официозом уже новой власти.

Следующий адок канал прошёл в 1993 г., когда проходил знаменитый расстрел Белого дома. РТР тогда смогло организовать вещание, минуя телецентр «Останкино», чудом спасло материал, а в решающий момент, после оттеснения толпы зевак, пустило трансляцию CNN.

В дальнейшем телеканал свою былую славу попросту растерял — многих ведущих попросту слили различные руководители, почти все популярные программы были закрыты либо перешли на другие каналы (из знаковых остались лишь «Городок», «Сам себе режиссёр» и «Сто к одному»). К тому же региональные ГТРК транслировали свои телепрограммы по вечерам в лучшие часы, оставляя лишь «Вести», хотя кое-кто и дублировал программы на отдельную кнопку.

В новом тысячелетии[править]

Положение стало меняться в 2000 г., когда председателем ВГТРК стал Олег Добродеев, бывший до этого генеральным директором НТВ. При нём стала меняться сетка, появился ряд новых программ, немного изменено оформление, упорядочено время выхода в эфир региональных ГТРК, вышло несколько резонансных сюжетов (в частности, история с подводной лодкой «Курск»).

В 2001 г. телеканал продавил педаль в ядро Земли по степени государственности оформления — оно было видно везде: в перебивках, в заставке новостей (туда даже засунули фрагмент 1-го концерта Чайковского!), в кремлёвских курантах, ставших часами канала, и не только! Тогда же появились итоговая программа «Вести недели», которая, правда, тогда ещё котировалась высоко, в том числе благодаря Евгению Ревенко, который вёл эту программу поначалу.

В 2002 г. телеканал стал называться «Россия». Оформление для всех тогдашних каналов ВГТРК, и «России» тоже, стало единым окончательно — название канала и парящий триколор справа, расположено это всё в правом верхнем углу экрана[2]. Незадолго сменилось руководство — вместо Александра Акопова, возглавлявшего канал в 1997—2002 гг., главой канала стал Антон Златопольский, которым остаётся им и поныне. А ещё в том же году телеканал прогремел с показом сериала «Бригада», который заработал заслуженные полярные мнения.

18 марта 2003 телеканал первым из ключевых начал работать круглосуточно. Сетку ночного эфира заполоняли иностранное кино, повторы дневных программ и, до самого конца 2007 г., «Евроньюс», ибо ВГТРК уже 2 года как была одним из акционеров канала. А 11 августа сетка канала радикально изменилась: утренний эфир с 5:00 в будни, сериалов стало побольше, а вот региональные ГТРК по будням стали выдавать лишь региональные «Вести», для творческих программ оставлено лишь 2 часа в субботу. А затем и эти 120 минут сократятся заметно…

Наверное, пик популярности канала стоит связать с 2005—08 гг., когда «Россия» несколько раз опережала по рейтингам «Первый канал», а из-за показа ряда конкурсов и турниров, где представители России выиграли либо достигли чего-то невообразимого, телеканал получил прозвище «Фартовый».

В 2008 также прошёл небезызвестный конкурс «Имя Россия», в котором выбирали главного исторического героя России за весь период её существования. Победителем едва не стал Иосиф Сталин, но в итоге главным персонажем нашей истории на этом конкурсе признан Александр Невский. А ещё в конкурсе поначалу имелось историческое жюри во главе с доктором исторических наук, профессором истфака МГУ Николаем Сергеевичем Борисовым, которое почти сразу покинуло передачу.

1 января 2010 годв телеканал сменил название на «Россия-1», так он называется и поныне. К сентябрю того же года обновление эфира в основе своей было завершено.

Где-то года с 2012—13 телеканал начал постепенно скатываться куда-то не туда: ещё в сентябре 2012 программу «Вести недели» стал вести Д. Киселёв, чуть ранее на канал пришёл В. Соловьёв, который начал вести программу «Поединок», а также радиопередачу на «Вестях FM», с того же 2012 появился «Воскресный вечер». На фоне «крымской весны» «общественно-политических» передач резко прибавилось, появились ежедневный «Вечер с Владимиром Соловьёвым», заместивший собой в дальнейшем все прочие передачи канала в его тайм-слоте. Подобную же окраску приобрёл «Специальный корреспондент», начинавшийся как документальный проект, который делали корреспонденты канала, а в 2016 появилось ещё одна передача такого плана — «60 минут». В том же 2016 «Россия-1» опередила по рейтингам «Первый канал» уже окончательно и бесповоротно.

В том же году из-за закрытия программы «Вести-Москва с Михаилом Зеленским» в преддверии думских выборов материалы московских корреспондентов канала стали идти в специально выделенном блоке федеральных «Вестей», попутно уменьшив все хронометражи региональных «Вестей» по ходу рабочего дня до 15 минут, кроме одного выпуска при 17-часовых «Вестях». И да, «Неделю в городе» оставили, хотя и она будет терять хронометраж и получать всё менее удобное время выхода в эфир, компенсируя повтором в прежнее время на «России-24».

В 2020, в том числе благодаря святому ковиду, на квартал убрали утренние выпуски регионов из «Утра России», а выпуски местных «Вестей» по ходу дня расставили так: 9:00 (30 мин), 14:30 (20 мин), 20:45 (вскоре сместили на 21:05; 15 мин).

Передачи канала[править]

Самое известное[править]

  • «Вести» — основная информационная программа канала, смысл которой — рассказывать людям о ключевых мировых событиях. Имеется 2 разновидности по ходу дня, выпуски по 5-7 минут в «Утре России» и по 30-65 минут в остальной день.
    • «Вести в субботу» — разновидность выпусков, которая включает в себя ключевые интервью недели и основные события субботы. Ведёт Сергей Брилёв.
    • «Вести недели» — главные события уходящей недели. Ведёт Дмитрий Киселёв.
  • «60 минут» — передача, позиционирующая себя как ежедневная общественно-политическая передача, изначально у неё был один выпуск вечером, потом появился и дневной. Ведут её Евгений Попов и Ольга Скабеева. Отличается орущими участниками.
  • «Воскресный вечер» — еженедельное общественно-политическое ток-шоу, которое ведёт Владимир Рудольфович Соловьёв. Подаётся как передача, где обсуждаются ключевые события ушедшей недели. В 2014 г. появился ежедневный вариант — «Вечер с Владимиром Соловьёвым», по концепту и делу аналогичное воскресному родителю, с той лишь с разницей, что передача посвящена событиям ушедшего дня.
  • «Андрей Малахов. Прямой эфир» шёл с 2011 и довольно быстро скатился в трэш-угар. А с 2017 года её ведёт Андрей Малахов, прежде с 2005 ведший на «Первом канале» программу «Пусть говорят», полностью идентичную по тематике. Выходит ток-шоу по будням в 17:15.
    • «Привет, Андрей!» — лайт-версия. Ток-шоу, идёт с 2017 по субботам в 18:00, посвящено знаменитостям.

Советская классика[править]

  • «В мире животных» с Николаем Дроздовым выходила в эфир по субботам (позже по воскресеньям) по 1-й программе, а в 1991—97 сразу на 1-м канале и РТР.
  • «Голубой огонёк» — музыкально-развлекательная программа, выходила… правильно, по 1-й программе с 1962. «Огонёк» стал атрибутом праздников, но в 1985 вещание прекратили. А с 1999 на РТР так назвали развлекательную новогоднюю программу.
  • «Международная панорама» также выходила в эфир еженедельно по 1-й программе до 1987 г. В 2000—01 одноимённая передача с ведущим Александром Гурновым шла на РТР, но была закрыта из-за конфликта с Добродеевым. С 2015 на «России-24» по пятницам выходит аналог «Международное обозрение», ведущий — Евгений Примаков (творческий псевдоним — Сандро).
  • «Музыкальный ринг» начал выходить в 1984 на Ленинградском телевидении, закрыт в 1990, возродился в 1997 сначала на «Пятом канале», потом на РТР, существовал до 2001. На «Ринге» впервые вышли в телеэфир многие рок-исполнители СССР.
  • «Очевидное — невероятное» с физиком Сергеем Капицей — научно-популярная передача, выходившая в 1973—2012. Начиналась опять же по 1-й программе, на сабже шла в 1998 и 2007—10.
  • «Песня года» (в 1971—99 годах — «Песня-71» и т. д.) стартовала на 1-й программе и до 2004 шла там. На этом канале укоренилась с 2006.
  • «Сельский час» — о сельском хозяйстве, проблемах и тружениках села; выходил традиционно по 1-й программе в 1963-91, потом его несколько раз пытались возродить. На России передача шла в 2005—09.
  • «Спокойной ночи, малыши!» — редкий пример, когда культовая передача изначально шла по 2-й программе (1964—91). После распада СССР «Малыши», как и многие другие из этого списка, шли на 1-м канале Останкино/ОРТ (1992—2001) и «Культуре» (2001—2002); побывали они и здесь (2002—15), так что рассказы ведущих программы новостей Челябинской ГТРК «Восьмой канал», что нужно было аккуратно выйти на эту передачу, применительно к 1990-м гг. – полный бред. С 2014 они вновь нашли место швартовки на «Культуре».
  • Музыкальная «Утренняя почта» началась традиционно на 1-й программе в 1974 и шла там (в основном с Юрием Николаевым) до 2001, а в 2002—19 обреталась здесь.
  • «Ералаш» начинался как киножурнал, затем шёл по 2-й программе ЦТ, с которой переехал на РТР. С 1995 г. перебрался на ОРТ, а из-за кончины Бориса Грачевского в 2021 г. судьба проекта стала подвешенной.

Остальное[править]

  • «Сто к одному» — телеигра, в которой нужно отгадать ответы, которые дало 100 человек на улицах города. Ну, это Александр Гуревич говорит, что на улицах (на самом деле — наверняка в коридорах Останкинской телестудии Студии 2В или главного корпуса ВГТРК на Ямском поле[3]).
  • «Сам себе режиссёр» — хорошая адаптация America’s most funny videos с бессменным ведущим Алексеем Лысенковым, смешными переозвучками присылаемых видео (изначально в них принимали участие даже Эдуард Радзюкевич и Фёдор Добронравов), а с 1997 — и трипперной темой «Я всегда с собой беру видеокамеру». Одно время в передаче были дико бесивший всех продакт-плейсмент мороженого «Баскин Роббинс» с не менее бесячим маскотом в виде огромной ложки, а также кукольная семейка из быдловатого отца, мамашки и сына-дебила, также присутствовавших и в заставке (правда, пластилиновые). Из-за постепенного перехода основной тематики передачи — смешных видео — в Интернет в 2010-х годах стала терять популярность и была закрыта в 2019.
    • Хотя в 2021 недолго открылось нечто подобное — «Смотреть до конца». С енотом.
  • «Москва. Кремль. Путин» — передача-заповедник подхалимства и лизоблюдства отчёт о деятельности президента. Со стороны канала участвует кремлёвский корреспондент ВГТРК Павел Зарубин.
  • «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым — на редкость спокойная беседа ведущего с артистами, спортсменами и т. п. знаменитостями об их жизни. Выходит поздно утром (до «60 минут») по будням.
  • «Когда все дома» с Тимуром Кизяковым — то же в формате прихода к ним в гости (до 2017 шла на 1-м канале под названием «Пока все дома»). Выходит по воскресеньям утром. Была рубрика «Оч. умелые ручки» («Очень умелые ручки»), ведущий — «заслуженный очумелец» и «народный очумелец» Андрей Бахметьев.
  • «Диалоги о животных» с Иваном Затевахиным (1994—2017, еженедельно). RIP.
    • В 2017-18 — «Живые истории». Также с 2017 документальные фильмы о животных показывают на «Культуре».
  • «Момент истины» с Андреем Карауловым, посвящённый общественно-политическим проблемам страны, в 1992—2016 выходил на 4 каналах, в т. ч. на РТР — в 1992—97. А потом ушёл на Ютуб.
  • «Тихий дом» с Сергеем Шолоховым о кинематографе выходил на нескольких каналах в 1991—2017, в т. ч. на РТР — в 1992—97.
  • Известная передача «Жди меня» с Первого канала начинала здесь в 1998 как «Ищу тебя».
  • Как и легендарная «Своя игра» с Петром Кулешовым (1994—97). А сейчас она прочно прописалась на НТВ.
  • «Устами младенца» — интеллектуальная телеигра совсем иного рода. И почти всё время своего существования с 1992 провела здесь.
  • «Пятое колесо», гремевшая в годы Перестройки политическая передача ленинградского Пятого канала, в 1991-92 выходила на 2-й программе.
  • «Моя семья» с Валерием Комиссаровым выходила на РТР в 1998—2003. Была посвящена, как следует из названия, семейным проблемам и обвинялась в пошлости и безвкусице. Нет, сок здесь ни при чём. А также передача известна рубрикой «Маска откровения», заставка которой пугала в своё время детей не меньше заставки «ВИД».
  • «Рождественские встречи» — концертная программа, проводившаяся в 1988—2012 Аллой Пугачёвой. В 2000—02 и 2010 шла здесь, остальные годы — на 1-м канале.
  • «Форт Боярд», игра для смелых и ловких, шёл на разных каналах, здесь — в 2002—04 и 2006.
  • «Танцы на льду»/«Звёздный лёд» (2006-08) — развлекательное телешоу, адаптация английского. Выступают пары из профессионального фигуриста и звезды шоу-бизнеса.
    • Брат-близнец «Танцы со звёздами» с участием профессиональных танцоров идёт до сих пор.
  • Юмор:
    • Клуб «Белый попугай» (Юрий Никулин и друзья) выходила в 1993—2002, здесь — в 1999—2000. RIP. Нет, смерть Никулина точку не поставила. Судьба попугая Аркаши, матерщинника и пьяницы, неизвестна.
    • «Маски-шоу» телесериал, поставленный одесской комик-труппой «Маски» в стиле немого кино (1991-98; потом перешёл на другие российские украинские каналы).
    • «Джентльмен-шоу» — передача создана тоже одесситами, на сей раз командой КВН Одесского госуниверситета «Клуб одесских джентльменов». На РТР передача шла в 1991-96 и в 2000-01.
    • «Кривое зеркало» — юмористическая телепередача (театр под руководством Евгения Петросяна, 2004-13).
    • «Петросян-шоу» (с 2014) — её правопреемник.
    • «Смехопанорма» — авторская телепрограмма того же Петросяна (1994—2019).
    • «Один в один!», адаптированный вариант испанского шоу перевоплощений дебютировал в 2013 на 1-м канале, а потом в 2014—19 шёл на России-1.
    • «Фитиль» родился как сатирический советский киножурнал. В 2001—03 здесь показывали его старые выпуски, а в 2004-08 и свежие.
    • Титры и спецэффекты — передача от создателей ОСП-студии и «БиС», шла в 1994—1995 годах как приложение к «Деловой России». Главной особенностью является то, что лица создателей в сериале не появлялись никогда[4], и в качестве видеоряда здесь выступают вышеупомянутые титры и спецэффекты, а также различные видеоролики, фотографии и стоковые картинки. Также в сериале присутствовала пародийная переозвучка «Санта-Барбары» под названием «Сам ты Барбара!»

Регионы[править]

В каждом регионе, кроме Москвы, Московской и Ленинградской областей, имеется своя региональная ГТРК, которая делает врезки именно в этот телеканал (менее известно, что есть окна на «России-24», а у некоторых есть и свои каналы). За исключением Санкт-Петербурга, Якутии, Крыма и Севастополя, все остальные — хранители истории регионального ТВ в своём регионе. Во многом с 2003 года это «Вести. Местное время», редко что-нибудь большее. Например, есть программа «Вести. Сибирь».

Тропы и штампы[править]

  • Апокалиптический маньяк — Олег Добродеев для региональных ГТРК. Ведь это он сократил им эфирное время, особенно для творческих программ, даже культовых!
  • Безвольные родители — отношения телеканала с другими каналами ВГТРК, появившимся позже — «Культурой», цифровыми каналами, и, с прикрученным фитильком, «Россией-24» (тут хотя бы единая служба информации, ДИП «Вести» называется, её глава — Андрей Кондрашов, а также врезки региональных ГТРК).
  • Бесславные девяностые — ближе к концу 1990-х гг. перед приходом Добродеева троп присутствует буквально: почти все лучшие программы и ведущие слиты, региональные ГТРК забрали лучшее время, оставляя только «Вести» в прайм, а сами «Вести» стали символом низкопробной новостной передачи, да и по рейтингам пропустили вперёд НТВ, а в отдельных случаях — также ТВЦ и ТВ-6.
  • Кино и немцы — телеканал ответственен за продюсирование и продвижение «Сталинграда», «Т-34», «На Париж!», «Зои» и «Девятаева».
  • Любовный рак сюжета — основная составляющая многочисленных мыльных опер канала. Причём было время, когда их там шло 8-9 в день!
  • Моральный вертихвост — во все поля!
    • Владимир Рудольфович Соловьёв в прошлом работал на ОРТ, затем на ТВ-6 и ТВС, причём в истории ТВ-6 являлся последним ведущим в истории телеканала, и именно в этот момент он ляпнул откровенные реплики против властей, вырубивших канал, хотя до этого, при захвате НТВ, высказывал сдержанные реплики. В 2003—09 гг. работал на НТВ, вёл «К барьеру» и «Воскресный вечер», на «России-1» с 2010 г. А в 2014 г. приобрёл ту репутацию, что имеет сейчас.
    • Дмитрий Киселёв в прошлом был известен как либерал и даже получил награду в 1991 г. за то, что поддержал Литву в попытку переворота там. На рубеже тысячелетий работал на Украине, где дал ряд откровенных интервью в либеральном духе. В 2000-е вернулся в Россию и стал ведущим одноимённого канала. А года с 2012, особенно тогда, когда занял кресло ведущего «Вестей недели», стал провластным. При этом в 2020 г. отметился идеей поставить памятник Краснову, который отметился сотрудничеством с СС, и было это на фоне 150-летия Ленина.
    • Более мягкий троп олицетворяют Эрнест Мацкявичюс, Павел Зарубин, Евгений Ревенко, Сергей Брилёв, да и сам гендиректор ВГТРК Добродеев не отстаёт — то «Время» вёл и утренние передачи по Первой программе, то НТВ возглавил, то в ходе Второй чеченской войны занял провластную позицию и возглавил уже ВГТРК…
  • Презренный Джа-Джа — так воспринимаются почти все общественно-политические передачи канала после 2015 года, а также «Прямой эфир» с самого начала и во всех его вариациях и большая часть сериалов.
  • Проблема противоположных оценок — тоже этого хватает. Несмотря на обширный хейтдом, с 2016 он самый рейтинговый в стране, и даже в Сети аудитория немаленькая.
  • «Стоп! Снято!» произносит смерть — так закрылись «Мой серебряный шар» и «Городок».
    • Субверсия с авторской передачей Михаила Жванецкого «Дежурный по стране» (2002-19, около полуночи каждый первый понедельник или воскресенье месяца). В декабре 2019 показ был прерван на неопределённый срок в связи с усталостью Жванецкого и плотным концертным графиком. Потом из-за COVID-19.
  • Труднодоступное произведение — касается по большей части ряда передач 1990-х гг., таких, как «Время деловых людей», уроков иностранных языков и отдельных утренних передач.
  • Уже не торт — за всю историю канала такое было как минимум дважды:
    • Про конец 1990-х гг. сказано чуть выше, а первые весточки появились ещё в 1997 г. в письмах коллектива после того, как был слит первый глава ВГТРК Олег Попцов.
    • А нынешнее восприятие канала по этому ведомству началось после «крымской весны», когда поначалу на волне ура-патриотизма любовь к каналу даже поднялась, но затем заезженность тем уже стала действовать на нервы…

Примечания[править]

  1. Данные приводим по сайту http://vcfm.ru/Cities/moscow.htm, где и указаны частоты, по которым самая простенькая антенна достала бы эти программы. Комнатные антенны могли заниматься перекоммутацией частот так, чтобы программы следовали в том порядке, в котором их распланировало Гостелерадио.
  2. Старинное японское правило «катэ», или правило сильной руки: взгляд человека движется снизу вверх и слева направо, поэтому самое важное в изображении должно быть в верхнем правом углу.
  3. В телецентре «Останкино» телеканал базировался очень недолго, уже к середине 1990-х гг. вещательные студии телеканала перебрались в главный корпус ВГТРК на 5-й ул. Ямского Поля. Там они находятся и сегодня. Студия 2В также является другой локацией в пределах города.
  4. Кроме первоапрельского спецвыпуска и скетча «Школа клоунады», посвящённому корчению различных рож из 20 выпуска

Ссылки[править]